Календарь

«  Октябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031




Пятница, 31.10.2025, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Город Одесса -Наш город Одесса за Костусева
Главная | Регистрация | Вход
В Одессе начат прием материалов на конкурс им. Костанди


Жанровые картины Костанди отразили характерный для того времени «распад» больших живописных сцен на лирические этюды настроения:

"У больного товарища", 1884;

"В люди", 1885;

"Поздние сумерки (Баба с коровой)", 1893;

"Ранняя весна", 1896. 

В Художественном музее в Одессе находятся картины:

"Пастушок. Мальчик с гусями", 1918 и "Вечер.Скрипач", 1919.

 

В 1922 ученики и друзья художника (И.И.Бродский, П.Г.Волокидин, М.Б.Греков, А.А.Шовкуненко и др.) основали Общество имени К.К.Костанди, объединившее художников традиционалистов и умеренных-модернистов. Общество просуществовало до 1930 года.

 

   

В Одессе на сегодняшний день существует Детская художественная школа №1 им. К. К. Костанди, так же его именем названа улица в Приморском районе города.


Накануне команда воспитанников художественной школы им. К. К. Костанди завоевала первое место за лучшую коллекцию работ в международном конкурсе «Эвора-2006», проходившем в Португалии. По словам директора школы Валерия Токаря, в этом конкурсе принимают участие только по приглашению, и одесская художественная школа имени Костанди - единственное учебное учреждение во всей Украине, которое туда пригласили.

3 октября 2006 года Детская художественная школа №1 отметила день рождения художника, имя которого носит учебное учреждение.


 



"Кириак Костанди - наша художественная совесть", - писал в 1910 году художник П.Нилус. Прошло почти сто лет, но это ощущение не притупилось. Кириак Константинович Костанди родился в 1852 году в Дофиновке под Одессой, умер 3 октября 1921 года в Одессе. О нём писали И.Репин и И.Айвазовский, В.Стасов и И.Крамской. Но, пожалуй, наиболее яркие, искренние воспоминания об учителе оставил художник Амшей Нюренберг, мастер иного стиля, друг Маяковского, Шагала, Фалька, и - тем не менее - сумевший сквозь десятилетия пронести любовь к первому учителю.

Амшей Нюренберг:
Для нас, учеников Костанди, имя его - символ не только замечательного художника и великолепного педагога, но и чудесного человека.
Мир живописи Костанди невелик: южная прибрежная дача, тихие розово-желтые закаты, щедро разросшиеся сирени и акации, уснувшие в садах церковки, редкие фигуры грустящих монахов и стариков и семья со всем ее бытом - вот и все. Но какой огромной значимостью наделен этот небольшой мир! Все приобретает в искусстве Костанди какой-то только ему присущий, волнующий поэтический смысл.
Невольно вспоминаешь фразу Паскаля: "Чем разумней человек, тем более находит он вокруг себя интересных людей. Люди ограниченные не замечают разницы между людьми". Это, несомненно, свойство всех больших мастеров.
Поэзия Костанди - особенная. Это поэзия, прошедшая через требовательный ум и строгий вкус, поэзия, очищенная от всяких условностей и наигранностей. Вот почему костандиевская поэзия не гаснет и не стареет.
Костанди первый открыл тонкую и горячую красоту одесского пейзажа. И теперь вся одесская природа как будто носит на себе легкую печать его изумительного глаза, взволнованного сердца. Левитан открыл поэзию северной природы. Костанди - южной.
О палитре Костанди можно писать целые трактаты. Его краски чисты, ярки, звучны, как краски уральских самоцветных камней. Он хорошо знал законы контрастов цвета и широко пользовался ими. Четкий, уверенный рисунок, деликатный и вместе с тем живой мазок и всегда тонко обработанная поверхность. И прав был Репин, когда, восхищаясь небольшими полотнами Костанди, называл их "бриллиантами". Да, это настоящие, никогда не потухающие бриллианты!..
Почти у каждого из нас, учеников художественного училища, был свой роман с популярной тогда картиной Костанди "Сирень". Много лирических часов было пережито перед этой работой. Мы приходили в музей тайком ради "Сирени" (она празднично висела в центре стен ы в богатой раме, вставленной в черный киот) и долго смиренно простаивали перед нею. Насытив юные жадные глаза, уходили, чтобы на улицах и дома с нежностью вспоминать все волнующие детали, согреваться, жить ими.
Прошли годы. Многое в моих взглядах на живопись, на искусство изменилось, но те первые чувства (то, что художники называют "первое ах!"), которые поселила "Сирень" в моей душе, продолжают жить и волновать и по сей день. Сколько раз я ловил себя на том, что на цветущие весенние сады я глядел глазами Костанди. Но в юности мы не склонны были глубоко анализировать. Прежде в "Сирени" я видел только чудесные фосфорящиеся краски, нежные отношения, музыкальный колорит, очарование цветущего сада и грусть одинокого молодого монаха. Теперь "Сирень" для меня - яркий символ борьбы маленького слабого человека с величественной цветущей, хмельной природой. Произведение как бы с возрастающей силой развертывает и показывает неизвестные раньше новые грани.
Здесь ярко выражена костандиевская концепция: пейзаж не пассивный участник картины. Это не пушкинская "равнодушная природа", которой суждено "красою вечною сиять". Природа Костанди всегда неравнодушна, она участвует во всех переживаниях человека. Явление это мы наблюдаем и в других его выдающихся работах. В "Старичках" осенняя природа своим серебряным теплым сиянием согревает, в их грустном одиночестве, проживших уже жизнь людей.
Пользовался ли Костанди в своих работах импрессионистским методом? Несомненно. Но костандиевский импрессионизм - особый. Мастер не жертвовал ради живописности душой и сердцем. Поэтому Костанди нельзя всецело отнести к последователям Клода Моне (зачинателя импрессионизма). Человечность и гуманизм были его идеалами. Вот в чем секрет неувядаемого очарования работ Костанди. Репин это хорошо понимал.
Греческие историки рассказывают, что Платон, когда пришел его предсмертный час, благодарил судьбу за то, что родился человеком и греком. Знал ли это Костанди? Возможно...


Copyright MyCorp © 2025